Особенности использования монтажных средств при реконструкциях |
В настоящее время строительно-монтажные организации располагают широким выбором грузоподъемных средств. Однако в условиях реконструкции существенное значение имеют такие характеристики средств, как их мобильность, габарит в транспортном положении и собственная масса, простота переоснастки, способность маневрирования с грузом на крюке в ограниченном пространстве и др.
Специальных, технологически специализированных монтажных кранов для условий реконструкции промышленность не выпускает, поэтому используются существующие грузоподъемные механизмы.
Самоходные стреловые краны находят наибольшее распространение при реконструкции, в том числе автомобильные, пневмоколесные, гусеничные и реже железнодорожные. Их применение обусловлено сравнительно небольшими затратами на транспортировку, монтаж и демонтаж, а также относительно высокой маневренностью. Эти качества определяют эффективность их работы в условиях рассредоточенности монтажных работ и при небольших объемах монтажа конструкций.
Способность самоходных стреловых кранов передвигаться с грузом весьма ограничена, поэтому монтируемые конструкции до начала монтажа должны быть уложены на специально отведенное место с учетом монтажной стоянки крана, его грузоподъемности, вылета крюка и места установки конструкций в проектное положение. Занятость площади реконструируемых пролетов существующим оборудованием не позволяет зачастую выполнить это требование, что вызывает дополнительные затраты на сортировку конструкций, устройство специальных подъездов, подачу конструкций под крюк крана с помощью вспомогательных транспортных машин (транспортных тележек, тракторов и др.).
При организации монтажных работ в стесненных условиях желательно строительные конструкции монтировать с транспортных средств, что дает возможность уменьшить площади, отводимые для складирования конструкций, сократить непроизводительные затраты машинного времени монтажных кранов, уменьшить трудоемкость и сократить сроки производства работ.
Эффективность использования самоходных стреловых кранов при монтаже пристраиваемых, встраиваемых и соединительных пролетов повышается при оснащении их башенно-стреловым оборудованием, которое обеспечивает большую свободу маневрирования при поворотах стрелы и больший вылет крюка. Применение таких кранов позволяет монтировать конструкции со стоянок, расположенных вне стесненных монтируемых пролетах, и обеспечивает значительную экономию затрат при подготовке площадки к производству работ.
Область использования самоходных стреловых кранов при реконструкции увеличивается при оснащении их телескопическим стреловым оборудованием. Небольшие габариты таких кранов в транспортном положении, быстрое приведение их в рабочее состояние, простота изменения длины стрелы создают благоприятные условия даже при производстве внутрицеховых монтажных работ.
Башенные краны при реконструкции цехов используют реже, чем при возведении новых объектов. Это связано с увеличением удельных затрат на устройство подкрановых путей, на монтаж и демонтаж крана, с повышенной стесненностью монтажной зоны, ограничивающей возможности доставки крана на строительную площадку.
Вертикальность башни крана и большая высота подвески стрелы позволяют перемещать монтируемые конструкции над существующими и размещать их в узких "коридорах", образованных существующими зданиями.
Область эффективного применения башенных кранов может быть расширена с помощью различных комбинированных систем и устройств (например, одновременная работа двух башенных или башенного и любого другого крана для подъема груза, превышающего грузоподъемность каждого крана в отдельности).
Существенно увеличить грузоподъемность башенного крана можно, превратив его в козловой путем жесткого сопряжения стрел двух башенных кранов или опирания стрелы крана на дополнительную временную опору.
Эффективным направлением совершенствования конструкций башенных кранов и приспособление их к работе на реконструируемых и рассредоточенных объектах является перевод их на безрельсовый ход (пневмоколесный, гусеничный или шагающий). При монтажных работах, выполняемых в стесненных условиях, наибольшее применение могут найти безрельсовые башенные краны, имеющие стрелу с грузовой тележкой. При достаточно большом вылете крюка такой кран может длительное время работать на одной стоянке, благодаря чему основной недостаток безрельсового хода - невозможность передвижения с грузом - становится мало существенным.
Электромостовые краны широко применяют при реконструкции предприятий. При полной или частичной остановке производства технологические электромостовые краны высвобождаются и могут быть очень эффективно использованы для механизации строительных и монтажных работ. С их помощью монтируют и демонтируют в основном конструкции внутрицеховых встроенных помещений, а также конструкции сооружений подземного хозяйства (сборные фундаменты, тоннели, подвалы).
Для увеличения технологических возможностей крана (высотного габарита пространства, обслуживаемого мостовым краном и т. д.) пользуются специальной сменной оснасткой.
На мостовой кран устанавливают сменную башенно-стреловую часть, состоящую из полноповоротной стрелы, башни и обоймы, имеющей радиальные кронштейны, на которых стоят ходовые тележки. Противоположно расположенные тележки соединены поперечными балками, на одной из которых установлена лебедка для подъема и опускания башни.
Простейшие грузоподъемные устройства и такелажное оборудование - монтажные мачты, порталы, шевры, переносные монтажные стрелы и мостовые краны - используют для единичных подъемов, а также в случаях, когда применение монтажных кранов технически невозможно или экономически нецелесообразно. С их помощью заменяют в цехах тяжелые подкрановые балки (20-40 т), демонтируют и монтируют сверхтяжелые подкрановые балки и подкраново-подстропильные фермы (60-90 т и более) и устанавливают технологическое оборудование.
Лебедками перемещают и поднимают конструкции. Лебедки могут работать в комплекте со специальными грузоподъемными устройствами и такелажными средствами. Особенно широко лебедки используют при производстве работ внутри действующих цехов, когда из-за стесненности невозможно вести работы монтажными кранами. С помощью лебедок демонтируют и монтируют колонны, подкрановые балки, крановые рельсы, усиливают подстропильные и стропильные фермы и т. д. Для обеспечения неизменяемости положения лебедок в рабочем положении их рамы прикрепляют к стационарным и инвен тарным существующим якорям, конструкциям зданий или пригружают грузом, который укладывают на раму.
Широкое применение на вспомогательных и основных монтажных работах при реконструкции зданий находят домкраты (реечные, винтовые, клиновые, гидравлические, песочные).
При монтажно-демонтажных работах используют пеньковые канаты для устройства оттяжек и стальные для оснащения грузоподъемных машин, изготовления строп, расчалок и других элементов монтажной оснастки.
Стальные канаты различают односторонней и крестовой свивки. Они должны иметь необходимую прочность, жесткость и долговечность, не сплющиваться и не раскручиваться во время эксплуатации. Канаты являются важнейшей деталью монтажных машин, требующей надлежащего ухода. Для предотвращения коррозии их необходимо тщательно очищать от загрязнения и покрывать смазкой не реже одного раза в месяц.
Соединение канатов чаще всего осуществляется двумя способами: заплетным и гильзоклиновым с установкой стальной или обжимной втулки из алюминиевых сплавов. Канаты между собой можно соединять специальными сжимами. Однако этот способ не рекомендуют при частом касании рук рабочих с соединением, так как при этом концы выступающих болтов и гаек могут травмировать руки.
В условиях реконструкции объектов при монтажно-демонтажных работах используют различные способы строповки, обеспечивающие надежное и безопасное крепление конструкций, а также легкую и быструю их расстроповку.
Строительные конструкции стропят чалочными крюками, карабинами, специальными или пальцевыми захватами через отверстия в монтируемых конструктивных элементах.
Грузозахватные устройства, используемые при монтажно-демонтажных работах в условиях реконструкции должны отвечать следующим основным требованиям:
- быть универсальными;
- образовывать монтажно-демонтажные единицы, габариты которых соответствуют параметрам внешней и внутренней стесненности объектов;
- удобными для крепления грузов к крюку монтажной машины с минимальными затратами ручного труда при строповке и расстроповке;
- иметь возможность фиксации монтажных единиц в пространстве при прохождения препятствий и установке в проектное положение.
Применяют три вида грузоподъемных средств - стропы, траверсы и захваты. Наиболее распространены канатные и цепные стропы. Канатные стропы бывают двух-, четырех- и многоветвевыми; при этом длина ветвей бывает одинаковая и разная - в зависимости от положения элементов при монтаже (демонтаже). В стесненных условиях при монтаже и демонтаже конструкций их часто перемещают внутри объекта в наклонном положении, а длина элементов даже в пределах одного объекта изменяется в широких пределах, часто используют цепные и четырехветвевые стропы, длина ветвей которых изменяется в зависимости от длины монтируемых элементов.
Для монтажно-демонтажных работ при реконструкции объектов используют разнообразные захваты, в частности резьбовые, фрикционные и клиновидные.
|
|