Техника безопасности при монтажно-демонтажных работах |
Мероприятия по технике безопасности демонтажных и монтажных работ, включая мероприятия по устойчивости конструкций, вместе с ППР, технологическими картами и другими документами администрация организации, ведущей реконструкцию объекта, передает лицам, осуществляющим руководство и надзор за работами (начальникам участков, производителям работ, мастерам). Указанная документация должна быть тщательно изучена механиками, машинистами монтажных машин и монтажниками.
К демонтажным и монтажным работам допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, обученные и имеющие соответствующие документы.
Перед допуском к работе рабочие проходят вводной инструктаж по технике безопасности и первичный инструктаж на рабочем месте. С технологией демонтажа и монтажа рабочих знакомят непосредственно на объекте, где они будут работать. Здесь же их обучают пользованию защитными средствами и приспособлениями, которые необходимо применять во избежание производственных травм.
Если на данной работе (операции) уже были несчастные случаи, необходимо проанализировать причины их. При переводе отдельных рабочих или бригад на другую работу, отличающуюся от предыдущей, следует провести внеплановый инструктаж относительно безопасных приемов выполнения новой работы.
Все виды инструктажей оформляют в специальном журнале, в котором расписываются ответственный за инструктаж и рабочий. Все монтажные работы, механизмы и приспособления должны иметь паспорт и инвентарные номера, на основании которых их регистрируют в специальном журнале учета и технического состояния.
К управлению строительными машинами допускают рабочих или инженерно-технических работников, имеющих удостоверение на право управления данной машиной.
Администрация строительной организации обязана снабдить персонал, обслуживающий монтажные машины и механизмы, инструкцией, содержащей требования техники безопасности, указания о системе сигналов, правила о предельных нагрузках и скоростях работы машины, о возможных совмещениях операций, способы строповки монтируемых (демонтируемых) конструкций.
При подготовке монтажных машин к работе серьезное внимание должно быть обращено на возможность нормального обзора площадки из кабины крановщика. При необходимости следует изменять систему остекления кабины для улучшения условии наблюдения и обзора.
При производстве монтажных (демонтажных) работ в стесненных условиях необходимо обеспечить четкое взаимодействие бригады монтажников с крановщиком. В особо ответственных случаях (при применении сложного такелажа методом поворота, надвижке конструкций, подъеме двумя механизмами и т. п.) сигнал подает мастер или производитель работ. Машинисты кранов и лебедок должны быть заранее осведомлены, чьим командам подчиняться. При монтаже (демонтаже) вне поля зрения машиниста крана между ним и рабочими местами монтажников устанавливают радио- или телефонную связь, а в случае их отсутствия назначают промежуточных сигнальщиков из числа стропальщиков. При работе спаренных кранов следует применять автоматическую или полуавтоматическую сигнализацию.
Оборудование и конструкции двумя кранами можно монтировать только в соответствии с технологической картой, где должны быть приведены схемы строповки и перемещения грузов с указанием последовательности операций, положения грузовых канатов и требований к подготовке и состоянию пути передвижения кранов, а также другие указания по безопасному ведению работ.
Все монтажные машины после их установки проходят техническое освидетельствование, осмотр, статические и динамические испытания. Испытание должно проводиться в соответствии с требованиями СНиП 12-03-2001 и СНиП 12-04-2002, правил и инструкций, утвержденных органами Государственного надзора, а также заводов-изготовителей по эксплуатации данного оборудования.
В соответствии с требованиями техники безопасности запрещается вести монтаж в охранной зоне высоковольтной линии без согласования с организацией, эксплуатирующей ее. Охранные зоны высоковольтных линий, проходящих на территории строительных площадок реконструируемых объектов, определяют параллельными прямыми, отстоящими от крайних проводов на расстоянии: для линий напряжением до 20 кВ - 10м; для линии напряжением 35 и 110 кВ - соответственно 15 и 20 м. Запрещаются работы монтажных машин непосредственно под проводами действующих линий электропередачи любого напряжения.
Допустимое расстояние по горизонтали от работающих машин до проводов воздушных линий принимают при напряжении: до 1 кВ - 1,5; 1-20 кВ - 2; 35-110 кВ - 4; 220 кВ - 5; 330 кВ - 6; 500-750 кВ - 9 м. Расстояния по вертикали от перемещаемых машин до проводов воздушных линий соответственно должны быть при напряжении: до 1 кВ - 1; 1-20 кВ - 2; 35-110 кВ - 3; 220 кВ - 4; 330 кВ - 5; 550 кВ - 6м. Если указанные расстояния не могут быть выдержаны, с линии электропередачи на время работы или перемещения монтажных машин напряжение снимают.
На башенных кранах устанавливают противоугонные захваты. Кроме того, на грузоподъемных машинах устанавливают ограничители грузоподъемности, высоты подъема, горизонтального перемещения по рельсовым путям, указатель и ограничитель вылета крюка (монорельса), а также приборы для измерения силы ветра (анемометры). При работе о стесненных условиях во избежание задевания стрелой препятствия устанавливают ограничители поворота стрелы крана.
Такелажники должны быть обеспечены прочными, испытанными такелажными приспособлениями соответствующей грузоподъемности и инструктивными документами по их эксплуатации. До начала и периодически во время работы необходимо проверять монтажную оснастку. Перед использованием ее испытывают грузом, который на 10 % больше расчетного. Стропы и чалочные цепи испытывают через 6 мес. нагрузкой, превышающей их грузоподъемность в 2 раза. Кроме периодических испытаний, стропы подлежат регулярному осмотру и выбраковке. Места строповки элементов перед их монтажом четко размечают. При строповке конструкций с острыми ребрами между стропами и ребрами ставят прокладки, предохраняющими канат от перетирания. Стропы оборудуют ковшами и крюками с защелками, при этом износ крюка не должен превышать 10 % первоначальной высоты сечения. Запрещается подтягивать конструкцию перед подъемом, петли стропа следует надевать по оси зева крюка, а крюк устанавливать по центру строповки.
Конструкции перед подъемом должны быть очищены от земли и наледи. Перемещение и подъем конструкций, засыпанных землей или снегом, примерзших к земле или с незакрепленными элементами, не допускается. Категорически запрещается находиться людям на перемещаемых конструкциях. Горизонтальное перемещение демонтажных блоков, пакетов и конструкций должно производиться на высоте не менее 50 см над выступающими после демонтажа элементами зданий. Все проемы и отверстия в междуэтажных перекрытиях должны быть своевременно заделаны, а монтажные проемы ограждены поручнями на высоту 110 см, с установкой бортовой доски высотой не менее 15 см. Снимать стропы с груза после установки его в проектное положение разрешается после надежного закрепления конструкции, ее анкеровки или самофиксации. При ветре более 6 баллов работу кранов прекращают, закрепляя их противоугонными устройствами. При сильном ветре (более 15 м/с) принимают дополнительные меры по закреплению кранов в соответствии с инструкциями по их эксплуатации. Работы по монтажу и демонтажу кранов можно вести при ветре не более 3 баллов, за исключением районов с сильными ветрами, где действуют местные инструкции. |
|