Применяемую в санитарно-технических работах сварку подразделяют на термическую, термомеханическую и механическую. Термическую дуговую и газовую сварку осуществляют плавлением с использованием тепловой энергии.
Дуговой называют сварку плавлением, при которой нагрев осуществляется электрической дугой, возникающей между электродом и свариваемым металлом. Расплавленный основной и присадочный металл (электрод или проволока) образуют сварочную ванну - часть сварного шва, находящуюся при сварке в жидком состоянии. При остывании шва в результате кристаллизации образуется сварной шов. Для защиты сварочной ванны от вредного воздействия окружающей среды электрод имеет покрытие, представляющее собой смесь веществ, которые, расплавляясь, закрывают место сварки слоем шлака. Такой же эффект достигается при покрытии зоны сварки слоем флюса или подачей в зону сварки защитного газа, например углекислого. Сварку в углекислом газе широко используют при соединении оцинкованных труб.
По способу механизации сварка может быть ручная, механизированная и автоматическая. При ручной дуговой сварке сварщик подает электрод и перемещает электрическую дугу вдоль свариваемых кромок. При механизированной сварке механизированно подается только электрод; перемещение дуги вдоль сварочного шва выполняет сварщик. Этот вид сварки, которая осуществляется в углекислом газе сварочными полуавтоматами А-П97П, ПДГ-502 и др., обеспечивает высокое качество соединения; он широко используется на сантехмонтажных заводах. При автоматической сварке подача электрода и перемещение дуги вдоль свариваемых кромок механизированы. Сварку труб производят сварочными тракторами ТС-17МУ6, УАСТ-70-114 и др. Автоматическая сварка обеспечивает высокое качество шва, экономию электродного металла и электроэнергии, позволяет сваривать металл толщиной до 10 мм без подготовки кромок, улучшить условия труда. Автоматическую сварку под флюсом в основном используют для сварки труб диаметром более 100 мм и металла большой толщины (до 10 мм).
Газовая сварка производится путем расплавления кромок соединяемых деталей и присадочной проволоки пламенем газов (кислорода, ацетилена, бутана), сжигаемых на выходе из горелки. Газовая сварка отличается применением несложного оборудования, отсутствием специальных источников энергии. Несмотря на отдельные недостатки (сравнительно низкая производительность, высокая стоимость), ручная газовая сварка широко распространена на практике.
Термомеханическую сварку, в основном контактную с использованием теплоты, выделяемой при прохождении электрического тока через контактирующие поверхности свариваемых деталей, и одновременного механического сдавливания их, применяют для соединения тонколистовых материалов, стержней, труб и др.
Контактная сварка подразделяется на стыковую, точечную, шовную. При контактной стыковой сварке детали плотно прижимаются одна к другой и через них пропускается ток. Ее используют для соединения труб, проволоки, стержней. При контактной точечной сварке детали зажимают между электродами, через которые пропускают ток, расплавляющий металл. После остывания металла под давлением электродов образуется точечный шов. При контактной шовной сварке детали зажимают между вращающимися электродами (роликами), через которые пропускают ток.
Механическую сварку, при которой используют механическую энергию и давление, применяют в некоторых технологических процессах (сварка труб, изготовление заглушек, пробок и др.). Местный нагрев кромок свариваемых деталей осуществляется теплотой, возникающей от трения при перемещении деталей одной относительно другой, и их сжатием. Сварку выполняют на специальных машинах.
|
|